Штукатурки — многовековой опыт и современные инновации

Штукатурка – затвердевший слой или декоративный элемент, образованный раствором на поверхности внутренних и наружных стен, потолков, сводов здания или архитектурного сооружения. Штукатурки широко используются на протяжении веков.

Ранние штукатурки были на основе извести. Около 7500 года до нашей эры жители поселения Эйн-Газаль в Иордании использовали известь, смешанную с необожженным дробленым известняком для покрытия стен, полов, очагов в своих домах. Часто стены и полы были украшены красными нарисованными пальцами узорами и орнаментами. В древней Индии и Китае гипсовые и глиняные штукатурки использовались  для получения гладкой поверхности на грубых каменных или кирпичных стенах, в то время как в Египте известковые и гипсовые штукатурки украшали гробницы, которые часто окрашивалась или раскрашивалась.

Рельефная структура штукатурок использовалась на всей территории Римской империи. Римляне использовали смесь извести и песка для слоя базовой штукатурки, на который наносились декоративные штукатурки на основе гипса, извести, песка и мраморной пыли более тонкими слоями, для повышения стойкости к воздействию воды добавлялись пуццоланы (вулканические осадочные породы). После падения Римской империи добавление мраморной пыли не практиковалось вплоть до эпохи Возрождения. Около IV века до н.э. римляне обнаружили свойства гидравлической извести, которая при добавлении высокореактивных форм кремнезема и глинозема, например, вулканических пород и может быстро затвердевать даже под водой. Эти технологии не пользовались популярностью после римского периода вплоть до XVIII века.

Декоративные штукатурки с другой стороны в виде лепнины широко использовались в Европе в средние века, где с середины XIIIвека гипсовые штукатурки использовались дня интерьерной и фасадной отделки. Органические волокна применялись для усиления штукатурки - армирования, добавками для пластичности служили солод, моча, пиво, молоко и яйца.

В XIV веке декоративные штукатурки использовались в Юго-Восточной Англии для фасадной отделки деревянных домов. Это были вырезанные по форме, литые или моделируемые орнаменты из известковой или известково-гипсовой штукатурки. В этот же период в Европе вновь начинает широко использоваться терракота для производства орнаментов.

В середине XV века венецианские строители разработали новый тип декоративной штукатурки под названием marmorino (искусственный мрамор) – то, что сейчас называется венецианской штукатуркой.

В XVIвеке баварскими штукатурами были разработаны новые высокоэффективные декоративные штукатурки для внутренней отделки – скальол, из гипса, органического вяжущего и пигментов, используемых для имитации цветного мрамора и имитации инкрустации (pietre dure). Песок, мраморная пыль и известь также иногда добавлялись.  В это же время в Германии благодаря итальянским мастерам появилась техника сграффито или процарапывания, которая сочеталась с техникой лепного декора. Этот метод практиковался в древности и был описан флорентийским архитектором Визари как быстрый и прочный  способ украшения фасадов зданий. Контрастные по цвету слои декоративной штукатурки последовательно накладывались друг на друга и верхний слой снимался или процарапывался в определенных местах для того, чтобы открыть слой под ним.

XVII век ознаменовался появлением различных видов внутренних декоративных штукатурок. Мраморная штукатурка представляла собой искусственный мрамор сна основе гипса (иногда с известью), пигментов, воды и вяжущих. Глянцевая штукатурка (Lucido)  была другой формой искусственного мрамора, где тонкий слой извести или гипса укладывался поверх базового слоя извести, с пигментами нанесенными на поверхность мокрой штукатурки.

XVIII  столетие возродило интерес к инновационным фасадным декоративным штукатуркам. Масляные мастики представленные в Великобритании в этот период включали в себя «Состав или каменную пасту», запатентованную Дэвидом Уорком в 1765 году. Это была смесь на основе извести, включавшая смолы, скипидар или льняное масло, помимо других ингредиентов.  Другой состав, включающий олифу, был запатентован 1773 году преподобным Джоном Лайрдетом.  Аналогичный продукт был запатентован в 1777 году Джоном Джонсоном. Они широко использовались архитектором Робертом Адамом, заказавшим их Джонсону для сокращения использования прессованной древесины самшита.

В 1774 году во Франции был опубликован состав древней штукатурки в  переведенном на английский язык трактате «Практическое эссе  о цементе и искусственном камне, по праву считающихся греческими и римскими».  После этого и благодаря провалу масляных шпаклевок, штукатурки на водной основе завоевали популярность во второй половине XVIII века во второй раз.

В 1779 году были запатентованы смеси для замешивания, в том числе состоящее из извести, песка, костной золы и гашеной извести по рецепту доктора БрайанаХиггиса.

Различные эксперименты на основе извести и вулканических пород проводились  в XVIII веке. Джон Смитон с 1756 года экспериментировал с гидравлической известью и пришел к выводу, что лучшая получается путем обжига известковой породы, содержащей большое количество глинистого материала.

В 1796 году Ревд Джеймс Паркер запатентовал «Римский цемент» Паркера.  Это было гидравлическое вяжущее, которое при смешивании с песком, может использоваться в качестве штукатурки. Данный состав также мог использоваться для создания молдингов и других украшений.  Однако состав имел непривлекательный коричневый цвет, который должен был маскироваться отделкой поверхности.

Природные вяжущие часто использовались для изготовления лепнины в течение 1820-х годов.  Популяризация портландцемента изменила состав штукатурки и в качестве раствора и твердого материала. Развитие искусственных вяжущих началось в начале XIX века. В 1811 году Джеймс Фрост получил патент на искусственное вяжущее - цемент, полученное в результате легкого обжига молотого мела и глины вместе. Французский инженер Луи Вика в 1812-1813 экспериментировал с обжигом искусственной смеси известняка и глины, продукт был представлен в 1818 году.  В 1822 году в Великобритании, Джеймс Фрост запатентовал похожий процесс, результат которого назвал «Британским цементом».  Портландцемент, запатентованный в 1824 году Джозефом Аспидином, был так назван потому, что должен был напоминать  портландский камень. Его сын Уильям, а позже Исаак Джонсон  улучшили производственный процесс. Современный портландцемент производится примерно с 1845 года.

Таким образом, с 1860 годов традиционная штукатурка состоит в основном из цемента, смешанного с некоторым количеством извести.  Штукатурка стала более универсальной и прочной. Спектр возможных применений также расширился, она стала пригодна не только для покрытия кипричной кладки, но и дерева, и металлической сетки на деревянной раме.  С этого момента штукатурка перестала нести чисто декоративную функцию и стала неотъемлемой частью конструкции здания. В начале XIX века фасады начинают раскрашиваться – масляная краска для наружных стен была представлена в 1840 году.

XIX век также увидел возрождение масляных шпаклевок. В Великобритании были получены патенты  для составов в 1803 году Томасом Фюльхером, в 1815 году Кристофером Дилом, в 1817 Питером Хамелином. Эти масляные шпаклевки, также как и те, что были до них, просуществовали не долго не составив существенной конкуренции декоративным штукатуркам.

Литые блоки искусственного камня или наливной бетон стали популярны вместо карьерного камня в XIX веке. Однако это не было первый раз, когда искусственный камень получил широкое применение. Еще в 1770 году Элеонора Коаде создала искусственный камень, который использовался для отливки статуй и архитектурных украшений. После закрытия фабрики в Южном Лондоне производство остановилось, и рецепт был утерян.  К середине XIX годов производимые искусственные камни стали готовы для использования в строительстве.  Они изготавливались главным образом из цементной смеси, включающей мелкие и крупные наполнители для текстуры, пигментов  для окраски и имитации природного камня, а также других добавок.

Кроме того, в XIX столетии появились различные смеси  модифицированных гипсовых штукатурок, такие как цемент Кина.  Эти материалы использовались в качестве интерьерных, улучшая качества традиционной гипсовой декоративной штукатурки и застывая медленней, что обеспечило более легкое нанесение.

Текстурированные или моделируемые штукатурки, вдохновленные стилем раннего модерна, были возрождены дизайнерами в конце XIX века и начале XX века в Англии. Декоративные моделируемые штукатурки актуальны и сегодня, а благодаря новым технологиям производства и техникам применения, возможности в области фасадной и архитектурной отделки стали по истине безграничны.

Компания Baumit, специализирующаяся на производстве декоративных штукатурок, начала свою историю в 1988 году, аккумулировав многовековой опыт производства смесей на основе извести, и за более чем столетнюю историю обзавелась заводами в Австрии и Германии. Лидирующие позиции в Европе марке Baumit обеспечили постоянные инновации, забота об экологии и социальная ответственность. Группа компаний Baumit имеет филиалы в 28 европейских странах, включая Россию, и Китай. На 33 заводах компания производит около трех миллионов тонн сухих штукатурок в год. В последнее время популярность завоевывают готовые пастообразные декоративные штукатурки Baumit, не требующие замешивания и выравнивания по цвету. Благодаря постоянной исследовательской деятельности и нано-технологиям современные декоративные штукатурки Baumit обладают таким качествами, о которых архитекторы эпохи Возрождения не могли и мечтать – водоотталкивание, самоочищение, подавление развития плесени и грибков, стойкость к воздействию УФ-лучей – выцветанию, ударопрочность, а также имеют самый широкий в Европе спектр доступных цветов, включая насыщенные темные и яркие цвета.

Германия, город Винер-Нойштадт, здание в стиле модерн, площадь фасада - 1000, использованные материалы Baumit: ArtLine Metallic, TiefenGrund, SilikatColor, PutzSpachtel

Германия, город Винер-Нойштадт, здание в стиле модерн, площадь фасада - 1000 м2,
использованные материалы Baumit: ArtLine Metallic, TiefenGrund, SilikatColor, PutzSpachtel

Перейти к разделу «Штукатурки и шпатлевки» >>